![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
Сверхзвуковая аэродинамикаВ экспериментальных исследованиях по аэродинамике автоматических космических аппаратов (КА), предназначенных для спуска на поверхность Земли и других планет, исследована структура обтекания и течение в ближнем следе в диапазоне чисел Маха М=0,4–3,5 [1]; получены данные, характеризующие пульсации давления на поверхности аппаратов, используемые для решения вопросов прочности, вибрации и шума при разделении элементов КА и движении в атмосферах планет; выработаны рекомендации для снижения газодинамических и акустических нагрузок при посадке или старте КА [2]; выявлены закономерности возникновения пульсаций донного давления для многосопловых ракетных двигателей; установлены закономерности влияния авторотации оперенных тел на их аэродинамические характеристики; получены фундаментальные результаты в области сверхзвукового обтекания треугольных крыльев [3] и «звездообразных» тел [4-6]. Оценены статическая устойчивость и эффекты аэродинамического демпфирования при сверхзвуковом обтекании тел малого удлинения [7], являющихся моделями современных автоматических КА, например — малой марсианской станции (ММС) по международному проекту Россия-Финляндия. Экспериментально идентифицировано явление гистерезисного взаимодействия сверхзвукового потока с отрывными структурами в кольцевых кавернах (вырезах) на осесимметричных телах, характеризующееся неоднозначной зависимостью структуры течения от физических параметров внешнего потока, угла атаки и геометрии границ тела [8]. В области аэродинамического гистерезиса отрывное течение газа является неединственным. На этом основана идея [9] эффективного управления перестройкой течения от одного из возможных состояний течения к другому за счет кратковременно действующего локализованного источника возмущений. Экспериментально и численно исследовано влияние слабого энергоподвода на перестройку режимов сверхзвукового обтекания прямоугольных каверн на поверхности плоских и осесимметричных тел. Показано, что в диапазоне параметров гистерезисного обтекания кратковременный подвод тепла в окрестности дна каверны может вызвать перестройку от замкнутой к открытой схемам обтекания [9-10]. При этом аэродинамическое сопротивление тела может уменьшаться на десятки процентов. Результаты имеют фундаментальное значение, а также важны для ряда приложений. Дано обобщение задачи о взаимодействии тел с неравномерными сверхзвуковыми потоками, позволившее выявить единый механизм, определяющий, в главном, эффекты влияния тепловой и кинематической неоднородностей. Разработан метод сравнения неоднородных аэродинамических следов в сверхзвуковом потоке, порожденных источниками импульса или энергии. Показано, что способность аэродинамического следа изменять структуру обтекания расположенных вниз по потоку тел определяется, в главном, профилем поперечного распределения неоднородности динамических параметров в ядре следа. Оказалось, что для поддержания динамически эквивалентных неоднородностей в следе за источниками тепла или импульса, более энергозатратным всегда является тепловой источник [11]. Разработан и внедрен в состав инструментов известного пакета программ GasDynamicsTool эффективный метод моделирования течений около источников импульсно-периодического энергоподвода и их воздействия на аэродинамику тел, расположенных в следе за этими источниками [12]. Выявлены асимптотические свойства свободной изобарической области в сверхзвуковом потоке, содержащем канал локализованной газодинамической неоднородности; найден критерий, позволяющий отбирать единственную из совокупности возможных автомодельных конфигураций течения с областью застоя [13]. В результате экспериментальных и численных исследований сверхзвукового обтекания удлиненных осесимметричных тел под углом атаки выявлены режимы, когда на подветренной стороне тела формируется узколокализованное высоконапорное пристенное сверхзвуковое течение, вследствие чего на выступающих элементах конструкции давление на подветренной стороне может превышать по величине давление на наветренной стороне [14-16].
|
|||
© Лаборатория аэромеханики и волновой динамики, 2019. | |||