НИИ механики МГУ

Экспериментальные установки

Экспериментальные исследования лаборатории проводятся на крупных аэродинамических трубах А-6, А-7, А-8, перекрывающих диапазон скоростей воздушного потока от 10 до 1200 м/с, и на ряде малых установок специального назначения (струйные и волновые стенды, каналы с вихревыми ячейками, лабораторные установки для студенческих практикумов).

Установка А-6

Установка А-6 ([1], [2]) имеет открытую рабочую часть длиной 4 м и эллиптическое поперечное сечение с размерами главных осей 2,34 м и 4 м (площадь поперечного сечения 7,35 м²). Максимальная скорость потока при наличии модели — 55 м/с. С помощью комбинированных решетчато-сетчатых вставок в выходном сечении сопла можно искусственно увеличивать интенсивность турбулентности и формировать сдвиговый неравномерный профиль среднего скоростного напора). Используется для исследования аэродинамических характеристик летательных аппаратов, дирижаблей, парашютов, а также для решения задач определения ветровых воздействий на жилые здания и промышленные сооружения.

Установка А-7

Закрытая рабочая часть установки A-7 имеет квадратное поперечное сечение 0,6×0,6 м² и длину 1,5 м. Диапазон чисел Маха 0,4–3,5. При монтаже перфорированных панелей обеспечивается плавный переход через звуковой барьер M=1. Используется для исследования аэродинамических характеристик моделей космических аппаратов, явлений панельного флаттера, аэродинамического гистерезиса ударно-волновых и отрывных структур при обтекании систем разделяющихся тел и тел с кавернами.

Установка А-8

Сечение закрытой рабочей части установки A-8 равно 0,6×0,6 м², дозвуковой и сверхзвуковой диапазоны чисел Маха 0,2–0,8 и 1,5–3,0, характерный диаметр моделей — 0,1 м при длине до 0,5 м. Базовое оснащение: электромеханические 4-компонентные рейтерные весы, стационарный оптический прибор ИАБ-452 с цветохроматической приставкой, дополнительные системы для измерения распределений давления и скоростной видеосъемки. Используется для исследования аэродинамических характеристик осесимметричных гладких и оперенных тел, авторотирующих элементов, сверхзвуковых парашютных систем, изучения явлений отрыва и аэродинамической интерференции при обтекании систем тел и струй.

© Лаборатория аэромеханики и волновой динамики, 2019.