![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
Парашюты и проницаемые телаВ экспедициях на Марс с помощью автоматических станций «Марс» и «Viking», посадка спускаемых аппаратов осуществлялась с помощью парашютных систем. Схема торможения предусматривала ввод парашюта на сверхзвуковых режимах при числах Маха в диапазоне от 2,5 до 4. Созданию таких парашютных систем предшествовали научно-исследовательские работы по соответствующим программам в СССР и за рубежом. Работа парашюта в сверхзвуковом потоке может сопровождаться интенсивными пульсациями купола, колебаниями суммарного аэродинамического сопротивления и неустойчивостью пространственной ориентации парашюта в целом. В лаборатории выполнен большой цикл экспериментальных исследований аэродинамики тормозных и стабилизирующих устройств (специальных парашютов и др. систем), расположенных в аэродинамическом следе за лидирующим телом в условиях сверхзвукового полета аппаратов и их элементов. Выявлен гистерезис тормозящей силы сопротивления по параметру расстояния между куполом парашюта и головным телом [1], разработаны способы повышения устойчивости и снижения динамических нагрузок при раскрытии парашютов на сверхзвуковых скоростях полета. Результаты этих исследований использовались, в частности, при создании парашютных систем для посадки спускаемых аппаратов автоматических станций «Марс-3» и «Марс-6». В трех монографических сборниках [2-4] отражены разнообразные достижения сотрудников лаборатории и их коллег из НИИ парашютостроения при решении актуальных задач механики парашютов и проницаемых тел. Представлены оригинальные теоретические модели напряженно-деформированного состояния куполов парашютов различной конфигурации в раскрое при различных фазах наполнения в воздушном потоке [2-3]; выявлены новые режимы авторотации лопастных парашютов (ротошютов), что позволило определить границы устойчивости положения оси вращения ротошюта на нулевом угле атаки [3]; развиты методы замыкания систем граничных условий на поверхностях разрыва, моделирующих различные газопроницаемые границы тел из тканых и перфорированных материалов [4]; построены аналитические и численные решения задач о взаимодействии до- и сверхзвуковых потоков сплошной среды с проницаемыми экранами и деформируемыми оболочками [2-4]; экспериментально доказано существование режимов немонотонной зависимости сопротивления проницаемых экранов от степени их проницаемости [4-5]; разработан и реализован на практике метод волновой диагностики газопроницаемых материалов. Фундаментальные результаты получены по проблеме постановки граничных условий на внутренних поверхностях разрыва, моделирующих проницаемые экраны в сплошной среде жидкости или газа. Доказано [4, 6], что поверхность разрыва, моделирующая наличие внутренней проницаемой границы в несжимаемой жидкости неизбежно порождает поток объемной завихренности (за исключением нескольких простейших частных случаев). Для сжимаемой среды разработана теория обобщенной адиабаты проницаемой поверхности [4, 8], позволившая дать полную классификацию многообразия режимов взаимодействия газа с тонкостенными проницаемыми экранами. Выявлен экспериментально режим двойного запирания [7], а также особый вырожденный режим E4 [4, 8, 10], при котором для замыкания задачи взаимодействия достаточно лишь общих законов сохранения массы и полной энтальпии на разрыве (при этом любое дополнительное невырожденное соотношение переопределяет задачу, делая ее неразрешимой). На этой основе создан автономный программный модуль решения обобщенной задачи Римана о распаде произвольного разрыва на проницаемой границе, что позволило распространить методы вычислительного эксперимента на широкий класс задач о течениях газа с ударными волнами около проницаемых границ, например [9, 10]. Этот программный модуль был внедрен в состав известного отечественного вычислительного пакета GasDynamicsTool. Разработана теория «комбинированной проницаемости» [11] (крупноячеистая перфорация поверх мелкоячеистого пористого материала). Типичным практическим примером комбинированной проницаемости является купол парашюта из проницаемого тканого материала при наличии дополнительной конструктивной перфорации. В рамках теории «квадратного» парашюта [12] разработана модель «экономичного» парашюта с перфорированным куполом из квадратной непроницаемой пленки с четырьмя угловыми стропами) [13]. Дана классификация схем сверхзвукового обтекания решетчатых крыльев и решеток круглых стержней под углом атаки, определены условия смены режимов обтекания, обнаружены и объяснены гистерезисные явления [14-15]. Лаборатория участвовала в расследовании МЧС крушения вертолета МИ26Т, осуществлявшего тушение таежного пожара с помощью водосливного устройства ВСУ-15. На основании специально выполненных экспериментальных исследований модели ВСУ в аэродинамической трубе была исключена версия попадания соединительного троса ВСУ в хвостовой винт вертолета из-за превышения экипажем нормативной скорости полета. Оказалось, что угол устойчивой балансировки ВСУ в воздушном потоке более 40°, а это исключает возможность опасного приближения соединительного троса подвески ВСУ к хвостовому винту вертолета при увеличении скорости полета.
|
|||
© Лаборатория аэромеханики и волновой динамики, 2019. | |||