![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
Бессеточные методы в задачах нестационарной гидродинамикиОдним из ярких достижений лаборатории за последнее десятилетие явилась разработка теоретических основ и практическая реализация семейства бессеточных численных методов [1-5] решения нестационарных двумерных и трехмерных уравнений Навье-Стокса вязкой несжимаемой жидкости в произвольных областях, в том числе – в неограниченном пространстве. К наиболее значимым теоретическим результатам, получившим широкое признание специалистов по вихревым методам, можно отнести общее интегральное представление [6,7] для вычисления давления и гидродинамических нагрузок через параметры векторных полей скорости и завихренности жидкости и способ безытерационного решения сопряженных задач динамики и гидродинамики, позволяющий описывать движение дискретных тел и окружающей сплошной среды как единую динамическую систему [2]. Соответствующие авторские коды в рамках методов «вязких вихревых, вихре-тепловых и дипольных доменов» (ВВД, ВВТД, ВДД) нашли эффективное применение при решении ряда фундаментальных и прикладных задач гидродинамики и динамики тел в вязкой жидкости. Решен цикл фундаментальных и прикладных сопряженных задач динамики, гидродинамики и конвективного теплообмена на основе бессеточного моделирования взаимодействий вязкой теплопроводной жидкости с колеблющимися и деформирующимися телами. В задаче о машущем крыловом профиле в потоке вязкой жидкости воспроизведен наблюдаемый в экспериментах эффект перестройки следа от обычной вихревой дорожки к реверсной и к возникновению пропульсивной силы по мере роста частоты взмахов [8]. Дополнительно показано, что гибкость профиля увеличивает тягу на режимах существования пропульсивной силы, а также увеличивает к. п. д. соответствующего пропульсивного движителя. В задаче о влиянии частоты и амплитуды вибраций нагретого цилиндрического элемента на его сопротивление и теплоотдачу в потоке вязкой теплопроводной жидкости обнаружены аномальные режимы роста теплоотдачи при одновременном снижении сопротивления колеблющегося элемента [9]. Вопросы эволюции вихревой дорожки Кармана позади кругового цилиндра относятся к фундаментальным вопросам классической гидродинамики. С помощью бессеточного моделирования детально воспроизведено явление самопроизвольной перестройки первичной дорожки Кармана в условиях отсутствия ограничений на размеры расчетной области [10]. Фундаментальный вывод состоит в том, что причиной разрушения первичной дорожки Кармана является неустойчивость к варикозной моде продольных возмущений, приводящая к образованию самоподдерживающейся области с повышенной плотностью дипольного момента, которая и определяет протяженность первичной дорожки Кармана в зависимости от числа Рейнольдса. В другой задаче о нестационарном обтекании цилиндра, совершающего гармонические угловые колебания в неограниченном потоке вязкой несжимаемой жидкости, впервые в мировой расчетной практике воспроизведен наблюдавшийся в известном физическом эксперименте Танеды (1978 г.) эффект стабилизации ближнего следа (подавление первичной дорожки Кармана) при увеличении частоты вращательных осцилляций цилиндра [11]. Воспроизведен численно переходный процесс при отклонении интерцептора на крыловом профиле, дано объяснение эффекта кратковременного положительного всплеска подъемной силы и пикирующего момента. Идентифицированы механизмы возбуждения колебаний первоначально покоящегося физического маятника в вязкой жидкости под влиянием другого независимого маятника, совершающего затухающие свободные колебания при начальном отклонении от положения равновесия в поле сил тяжести. Объяснены механизмы перестройки вихревых и тепловых следов за колеблющимися цилиндрическими стержнями. В общем трехмерном случае дано строгое доказательство теоремы о том, что тензор присоединенных масс в вязкой несжимаемой жидкости: совпадает с тензором, вычисленным для потенциальных течений при той же геометрии тела и окружающих поверхностей, и не зависит, ни от вязкости, ни от мгновенного распределения завихренности и предыстории его формирования в пространстве течения [12].
|
|||
© Лаборатория аэромеханики и волновой динамики, 2019. | |||